(812) 622-10-29

Об ответственности рекламных компаний, размещающих рекламу на торрентах и файлхостингах

2013-03-15 20:01:53

В последнее время часто стал возникать вопрос об ответственности рекламных сетей за сотрудничество с сайтами, нарушающими авторские права. 

Этот вопрос инициирован крупнейшими правообладателями и площадками типа Google, а также аффилированными с ними правозащитными организациями и преследует цель убрать с рынка конкурентов, которые, мало того, что приводят к недополученным прибылям для кино-и аудиостудий, так и привлекают к себе значительное количество трафика.
В стремлении лишить площадки, размещающие контрафактный контент прибылей, защитники авторского права решили выбить из-под них финансовый базис. 
Первой крупной ласточкой (не считая дела megaupload) считает решение PayPal об отказе в работе с пиратами.
В настоящее время тенденция повернулась в сторону борьбы с иным источником благосостояния торрентов и файлхостингов — рекламные агентства. Об этом чуть подробнее я расскажу ниже, а также приведу небольшой обзор судебной практики.

Итак основные реакции правообладателей или правозащитных организаций в отношении сайтов, нарушающих копирайт:

- требование закрытия ресурса;

- требование расформирования ресурса;

- требование проведения расследования с целью выяснения непосредственного нарушителя прав;

- лоббирование интересов;

- защита интересов в суде.

Специалисты разделяют нелегальный контент на два типа:

1.  Загружается самим пользователем и хранится на его компьютере (p2p-сети);

2.  Загружается непосредственно модератором или администратором Интернет-ресурса и хранится на сервере сайта (filehost).

*Классификация незаконного контента была проведена в докладе Международной федерации производителей фонограмм, который попал в руки Wikileaks. Она была проведена в контексте рассмотрения стратегических действий в отношении файлообменных сетей, в частности The Pirate Bay. А также в контексте необходимости совершенствования системы активной фильтрации контента со стороны правозащитных организаций и повышении системы уведомления пользователей о фактах нарушения авторского права. Анализируя это, можно сделать для себя логический вывод о возможных дальнейших шагах со стороны анти-пиратских организаций и подготовить сценарий своих действий. 

Порядок уведомления о нарушении авторских прав, а также ответственность участников отношений различаются в обоих случаях.

За контент, загруженный пользователем администратор ресурса ответственности не несет, если им был соблюден порядок уведомления нарушителя, порядок удаления незаконных материалов, а также были использованы все необходимые способы и методы защиты сайта, ограничивающие загрузку и распространение незаконных материалов.

Во втором случае, ответственность полностью перекладывается на плечи администратора ресурса. При создании подобных сайтов, первым делом необходимо учитывать достаточно ли продумана процедура обмена данными между пользователями, чтобы ресурс не стал площадкой для обмена незаконными материалами. Другими словами – как перенести ответственность на пользователей ресурса.

Основной метод борьбы правозащитников – ограничение финансирования пиратских сайтов. Ограничение происходит как со стороны сокращения числа рекламодателей, работающих с ресурсом, так и со стороны ограничения способов обработки платежей для самого ресурса. На практике это происходит путем привлечения рекламодателей в качестве пособников в отмывании денежных средств, полученных незаконным путем, наложение запретов на рекламодателей, введение санкций для финансовых агентов, работающих с файлообменными сетями, либо просто путем блокировки расчетного счета нарушителя.

Главная проблема для рекламодателей то, что они могут не знать о размещении их материалов на файлообменном ресурсе, который, возможно, нарушает их же права.

Пример судебной практики:

1)  WarnerBros., Disneyvs. TritonMedia – первый прецедент, который затронул рекламодателей файлообменных сетей.

Сайты free-tv-video-online.info, supernovatube.com, donogo.com, watch-movies.net, watchmovies-online.tv, havenvideo.comи thepiratecity.orgразмещали ссылки на пиратский видеоконтент. Истец заявил, что TritonMedia виновен в пособничестве в  нарушении авторских прав, т.к. осуществлял размещение баннеров и прямых ссылок на нарушающие права видеоматериалы.

Хотя большинство указанных сайтов содержали только реферальные ссылки на фильмы, хранящиеся на ресурсах третьих лиц, в ходе расследования выяснилось, что на 2-х сайтах – supernovatube.comи donogo.com– все-таки хранились некоторые пиратские материалы, а сами ресурсы принадлежат и управляются  непосредственно TritonMedia.

Итог – штраф $400’000; сайты закрыты; запрет на открытие новых подобных сайтов; запрет на оборот продукции истцов без отдельного соглашения Сторон; запрет на рекламирование сайтов, которые содержат незаконные материалы.

2)  Clicksor, Chitika, Enom vs. Elsevier, John Wiley & Sons

На сайте pharmatext.org в свободном доступе размещались пиратские копии электронных книг.

Издатели решили не подавать в суд на владельцев сайта, т.к. они были неизвестны, а обратиться в суд с требованием к их рекламодателям и хостинг-провайдерам прекратить финансирование незаконной деятельности оператора сайта и раскрыть всю информацию о владельце ресурса.

Несмотря на то, что прямое нарушение сайтом (рекламной площадкой) авторских прав может быть легко доказано, представитель Chitika (рекламная сеть) заявил, что являясь всего лишь разработчиком программного обеспечения, позволяющего самостоятельно загружать рекламу сразу на несколько ресурсов и вести учет/статистику рекламной кампании, у разработчика нет механизма, позволяющего определить является ли контент конкретного сайта противозаконным.

Представитель рекламной сети добавил, что истцы не предоставили достаточно доказательств, чтобы сделать однозначный вывод о том, что ответчик знал или должен был знать о наличии на сайте каких-либо материалах, которые нарушают авторские права.

Суд согласился с доводами ответчиков.

По решению суда, WHOISPrivacyServices (Enom) обязан исключить сайт pharmatext.org из публичного доступа, предоставить всю имеющуюся информацию о владельце ресурса (администратор, расчетный счет), а также не допустить передачу заблокированного ресурса третьим лицам. Рекламной сети Chikitaи Clicksorбыло запрещено осуществлять любое перечисление денежных средств в адрес pharmatext.org и вообще вести совместные с сайтом проекты.

Специалисты считают, что истцу следовало поступить иначе: до подачи иска в суд было необходимо направить рекламной сети уведомление, что содержание сайта, на котором размещаются рекламные материалы, нарушает интересы правообладателя. Тогда, по их мнению, решение суда было бы иным (рекламную сеть могли признать пособником в нарушении авторских прав), по крайней мере, потому, что ответчик на момент подачи иска должен был знать о своем соучастии в преступлении.

3)  2007 году Дирк Б. продал файлообменный сервис и полностью переключился на интернет-рекламу. У него появилась идея создания видео-сервиса - «бесплатного кинотеатра», где в публичном доступе бесплатно размещались тысячи фильмов, но с рекламными вставками во время просмотра. Сервис был расположен на домене kino.to.

После создания tube-сайта, в 2009 году было зарегистрировано рекламное агентство Eads.to, т.к. единственным источником дохода сервиса было размещение рекламных материалов в видео-роликах. Также, рекламодатель предлагал эксклюзивные условия и места размещения рекламных материалов.

Очень быстро ресурс получил большую популярность в Европе, а суммы рекламных контрактов достигали 7 миллионов Евро за кампанию.

В 2011 году власти Германии начали уголовное преследование в отношении директора и основателя ресурса kino.to Дирка Б. Ему сразу же были предъявлены обвинения в незаконном использовании объектов авторского права по более чем 1,1 миллиона случаев. По этому факту он был признан виновным и приговорен к наказанию в виде штрафа.

В общем, по делу проходило более 20 человек (программисты, дизайнеры, рекламщики, хостинг). Но для того, чтобы дело закончилось реальными тюремными сроками, было необходимо доказать получение прибыли от незаконной деятельности, а лучше в крупном объеме. Т.к. рекламодатель и рекламораспространитель, как юридические лица, были аффилированными, но по факту, это было одно и то же лицо, которое занималось легализацией незаконных доходов, власти обвинили рекламное агентство в отмывании доходов и арестовала владельцев и счета компании.

Все проходящие по делу лица давно знакомы между собой и не раз работали вместе. У них было много совместных проектов, в т.ч. партнерских.

4)  Ресурс Uploaded.to был связан через администратора ресурса с файлообменным ресурсом DCRemix, через который пользователи могли размещать свою рекламу на Uploaded.to. DCRemix побуждал своих пользователей загружать незаконный контент на сайт Uploaded.to в обмен на выплаты от файлообменного ресурса за каждую 1000 скачиваний. Таким образом, компании были признаны «техническими партнерами» («technicalcooperation») в целях предоставления возможности нелегального распространения музыкальных произведений и получения прибыли от незаконной деятельности.

5)  ItalianShare – по данным полиции, торрент-трекер в 2011 году ресурс заработал 580’000 EURот продажи рекламы на своей площадке, т.е. от привлеченных посетителей сайта, содержащий незаконную информацию. Также, выяснилось, что сайт продавал свою базу данных рекламным сетям, которые использовали эту базу для рассылки объявлений. При подаче бухгалтерской отчетности, администрация ресурса скрыла счета на сумму 100’000 EUR, что позволило сэкономить 83’000 EUR. Принимая во внимание количество фактов нарушения авторского права (31’000), особо крупный размер доходов, полученный незаконным путем, а также сговор группы лиц, администратора ресурса приговорили к штрафу в размере 6’400’000 EUR.

Специалисты считают, что выходом из ситуации может стать только активная фильтрация загружаемого пользователями контента со стороны администрации ресурса и система уведомления пользователей о фактах нарушения, либо налаженная система блокировки ресурса, содержащего незаконную информацию.

Положительно воспринимается правозащитниками участие в программе сотрудничества рекламщиков и правозащитников с целью оперативного выявления фактов правонарушений.

Также, правозащитные организации ведут активную работу по ограничению возможностей обработки платежей для файлообменных сервисов.

До судебного признания незаконным того или иного файлообменного ресурса, размещение рекламы на таком ресурсе не может рассматриваться как незаконная деятельность того или иного рекламного агента. Для этого должен быть доказан факт сговора рекламной площадки и рекламодателя, или их аффилированность, но в любом случае, для привлечения к ответственности, должен быть доказан факт умышленных действий сторон.

Вся эта компания для борьбы с рекламными сетями направлена на прекращение сотрудничества крупных брендов с нарушителями авторских прав, призвать бренды работать только легальными рекламными площадками (YouTube).

Анализируя меры, принимаемые в мире для ограничения источников финансирования пиратских сайтов, а также сложившиеся прецеденты, можно сделать вывод, что для защиты компаний можно применить локальную схему разделения управления активами. 

Схема заключается в передаче актива в управление третьему лицу за агентское вознаграждение в разных юрисдикциях. Также, необходимо ограничить возможность направления какого-либо процессуального документа, в частности требования ограничить рекламную сеть для того или иного ресурса, т.к. он содержит незаконную информацию, под роспись на фактический адрес лица.


Юрист Albrecht&Vitte

Быков Александр.

Последние новости

Все новости

Крупный форекс-брокер запустил мобильное приложение для торговли БО на устройствах Android.

Крупнейший в России форекс-брокер, по версии Интерфакс-ЦЭА, компания Альпари, продолжает наращивать свое предложение для пользователей…

Читать полностью...

Бельгия прикрыла форекс и бинарные опционы

Министр экономики Бельгии: «Бинарным опционам и другим спекулятивным деривативам не место на бельгийском розничном рынке».Устав…

Читать полностью...

Последние публикации

Все публикации

НДС на электронные услуги иностранных организаций, оказываемые через сеть Интернет, потребителям в РФ

Организации нерезиденты РФ с 01.01.2017 года будут платить НДС в РФ от оказания услуг через…

Читать полностью...

О преимуществах рассмотрения споров в арбитраже

Преимущества рассмотрения спора в арбитраже. Рекомендации по выбору арбитражного центра. Ведущие международные арбитражные центры и…

Читать полностью...